Искал для себя туториал, как сделать погружные ножны. Описаний процесса много, но везде как-то мало подробностей. Потом наткнулся на данное описание, очень понравилось обилием мелких деталей, хоть автор и называет его кратким.
Выкладываю здесь, с разрешения автора. Мастера можно найти на guns.ru, ник ieho.
Всех приветствую.
Как и обещал, выкладываю фотки новых ножен и соответственно кратенькое описание этапов работы. В общем-то, ничего нового, но может кому то пригодится. По ходу пьесы, постараюсь объяснить, почему делал так, а не по другому. Какая была задумка — решил попытаться изобразить что-то типа шагрени или шкуры ската под кожаной накладкой по торцам и центру. Ну и сочетание цветов чёрный-синий-бежевый.
Кожа растительного дубления, жёсткость выше средней (но не фанера), толщина 3,5 мм; на проставку тоже растишка, жёсткая, толщина 4 мм.
Фотографировал со вспышкой, поэтому цвет фона гуляет. Пытался вытянуть, но акцентировал внимание естественно на ножнах. В общем, получилось как получилось.
Основные этапы:
- Выкройку взял от одних из предыдущих ножен, подошла идеально, т.к. нож был очень похож по строю и габаритам. По прикидкам, припуски на рукоятку составили 7 мм с каждой стороны.
- Вырезал по выкройке все детали — обе стенки и подвес. Проставки вырезал с припуском по ширине, чтобы подогнать уже по месту под клинок и рукоять. Обе стенки сложил вместе, скрепил канцелярскими прищепками. Дремелем и наждачкой идеально выровнял торцы и подогнал по размерам выкройки. Подвес немного отшерфовал, примерно до толщины 2,9 — 3 мм.
- Все детали, кроме проставки, замочил в воде. Выдерживаю минут 5-7 (можно и по пузырькам ориентироваться). Завернул в полиэтилен и на ночь закинул в холодильник. В принципе, в холодильник можно и не убирать, но не всегда получается заняться с утра, а так кожа практически не сохнет (бывало и по неделе лежала, ждала своего часа).
- Достал заготовки из холодильника. Перед штамповкой кожа должна подсохнуть — процентов на 70-80 (цвет практически как первоначальный, на вид вроде бы и сухая, но на ощупь холодит и чувствуется влажность). При ударе штампа вода появляться не должна. С обратной стороны должен быть виден след от удара. Сушу при комнатной температуре (фены и вентиляторы не использую). Процесс долгий, муторный, практически испытание силы воли.
- Когда кожа подсохла, разметочным циркулем нанёс контур окантовки и центрального пятака. Плоской кардиной углубил линии и пробил бевелером. После этого штамповка. Заготовки можно подклеить на скотч, если переживаете из-за возможной деформации, правда, я так не делаю. Штамповать начинаю от середины заготовки к краям. Штамп нужно стараться держать строго вертикально (удар должен плющить кожу вниз, а не раздвигать в стороны).
По штампам: рыба 3D (заказывал у буржуев); фоновые — набор PA003, PA004, PA005. - Сушу заготовки. Тоже при комнатной температуре, без фенов и вентиляторов. После просушки проверил по выкройке, оказалось, что по длине идеально, а вот по ширине ужалось примерно на 1,5 мм.
- Скрепил стенки ножен прищепками и снова, наждачкой наклеенной на брусок, идеально подогнал торцы.
- Обе стенки ножен и подвес покрыл резолином(Fiebing’s Resolene). Сделал это, чтобы снизить проникновение краски в кожу, т.к. запланирован покрасочный «бутерброд». Рыбу не закрывал, т.к. собирался красить её акриловой серебрянкой.
- Прорезал канавки под шов, разметил отверстия на лицевой половинке. Заднюю начал размечать, но потом решил отложить это дело, чтобы позже проконтролировать через просверленные отверстия лицевой части.
- Покраска была в несколько этапов, поэтому распишу поподробнее:
— сначала аэрографом покрасил фон заготовки, краска спиртовая Fiebing’s Leather Dye, цвет синий морской, на оттиск рыбы старался не попадать;
— рыбу покрасил кисточкой акриловой серебрянкой;
— аэрографом синей краской ещё разок прошёл по фону и совсем немного затонировал контур рыбы;
— закрыл рыбу резолином (по контуру рыбы резолин наносил каплями, синяя краска размылась, поднялась и получился очень интересный тонировочный эффект);
— чтобы выделить тиснение, нанёс Fiebing’s Hi Liter (мазал небольшой участок и сразу стирал);
— мелкой наждачкой наклеенной на брусочек прошёлся по пупырышкам тиснения, контраст получился очень резкий, поэтому ещё раз прошёлся Hi Liter;
— закрыл всё резолином. - На передней стенке просверлил дремелем отверстия под шов(сверло 1,5 мм), сложил обе заготовки лицо к лицу и сделал разметку с контролем через отверстия. И соответственно заднюю стенку тоже просверлил.
- Прошил отрезки по устью ножен, перед прошивкой отверстия прокрасил.
- Смочил с внутренней стороны подвес и отформовал изгиб под ремень. Прошил и пришил к задней стенке ножен. Внутреннюю сторону подвеса обработал карнаубой (например Fiebing’s Carnauba Cream).
- Приклеил проставки к лицевой стенке ножен и просверлил по уже имеющимся отверстиям.
- С внутренней стороны стенок ножен, только в районе расположения клинка, промазал в два захода карнаубовым кремом.
- По направляющим (использовал колюбакинские шорные иголки) склеил ножны.
- Прошил ножны двумя отрезками — от устья к кончику. Шил седельным швом. Перед этим отверстия покрасил.
- Кисточкой и шерстяным тампоном (можно кусочком поролоновой губки), смачиваю водой внутреннюю поверхность ножен на глубину рукоятки. Снаружи ножны не мочу. Когда кожа напитывается водой, вставляю нож (упакованный в полиэтилен и скотч). Жду, пока ножны высохнут.
- Вытаскиваю нож и наношу карнаубовый крем на внутреннюю поверхность ножен уже по месту рукоятки.
- Молоточком простукиваю шов.
- Обрабатываю торцы: дремель, брусок с наждачкой, торцбилом снимаю кромки, выглаживаю радиус наждачкой, вода, борд, торцовка Fiebing’s Edge Cote, снова борд. Последние операции повторяются до получения нужного результата.
- Ещё раз наношу резолин, в том числе и на торец. Использую обычную художественную кисточку (синтетическая, широкая, плоская, средней жёсткости) или поролоновую губку.